Пояснительная записка Рабочая программа по биологии в 8 классе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии, утвержденного приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089 и учебно-методического комплекта авторского коллектива под руководством Н.И.Сонина – концентрический курс «Сфера жизни». Настоящая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» и является логическим продолжением программ авторского коллектива, предложенных для основной школы. Программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов» в 6 и 7 классах соответственно и основывается на базовых знаниях учащихся о биологии как науке, признаках живых организмов и системе, многообразии живой природы. В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Даётся определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками, что позволяет учащимся осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем. Знания об особенностях строения и функционирования человеческого организма, полученные в курсе, научно обосновывают необходимость ведения здорового образа жизни. в курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит учащимся более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью. Программа рассчитана на 68 часов и предполагает блочный принцип построения курса. Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей: ? освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; ? овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты; ? развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; ? воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; ? иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции. Планирование выполнено в соответствии с разделами учебника Сонина Н.И., Сапина М.Р. «Биология: человек, 8 класс» (Москва, Дрофа, 2012). В программе сформулированы основныетребования к знаниям и умениям учащихся по каждому уроку, разделу. Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний по программе предусматривается выполнение простых биологических исследований по наблюдению и анализу состояния собственного организма, которые представлены следующими лабораторными и практическими работами: ? Измерение роста ? Измерение массы тела ? Измерение кровяного давления, частоты пульса ? Измерение частоты дыхания ? Измерение температуры тела Кроме этого, в планировании представлены биологические исследования по распознаванию на таблицах органов и систем органов человека; определению норм рационального питания; анализу и оценке влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. Лабораторный практикум также включает в себя лабораторную работу «Микроскопическое строение тканей» и практические работы по оказанию первой доврачебной помощи. Все лабораторные и практические работы проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. На занятиях в 8 классе используются учебные видеофильмы. При проведении уроков активно используются ИКТ-технологии, технология развития критического мышления, принципы актуальности, деятельности, сменяемости деятельности, связи науки с жизнью. Для организации контроля знаний используются методы повторения и контроля знаний при помощи контрольных работ с последующим анализом с целью выявления недостаточных знаний (работа над ошибками). Контрольные работы проводятся после изучения и повторения раздела и составлены по типу КИМов ЕГЭ. Ежеурочно организуется текущий контроль знаний в виде проверки домашнего задания, устного опроса, тестирования, лабораторной работы, сообщения, доклада и др. Итоговый контроль представлен одной итоговой контрольной работой, рассчитанной на 1 Учебно- методический комплект для учащихся: 1. Сонин Н.И., Сапин М.Р. «Биология: человек, 8 класс» (Москва, Дрофа, 2012) 2. Рабочая тетрадь к учебнику Сонина Н.И., Сапина М.Р. «Биология: человек, 8 класс» (Москва, Дрофа, 2010) для учителя: 1. Дудкина О.П. Биология. Развёрнутое тематическое планирование по программе Н.И. Сонина, А.А. Плешакова, В.Б. Захарова, 6-11 классы - Волгоград: Учитель, 2011 2. Козачек Т.В. «Биология. Поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина. 8 класс» (Волгоград, издательство «Учитель», 2006 год) 3. Лернер Г.И. «Человек: анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания» (Москва, «Аквариум, 1998) 4. Лимонова Т.Л. «Диалоги с природой. Мастерские по биологии» (Ижевск, издательство ИПК и ПРО УР, 2003) 5. Попова Л.А. Отрытые уроки: природоведение, биология: 5-8 классы. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2010. – 192 с. – (Мастерская учителя биологии) 6. Рохлов В.С. «Школьный практикум. Биология. Человек» (Москва, Дрофа, 1998) 7. Семенцова В.Н. «Биология: технологические карты уроков, 8 класс» (Санкт – Петербург, «Паритет», 2002) 8. Биология в таблицах и схемах» (Санкт – Петербург, «Виктория плюс», 2004) 9. «Большой справочник «Биология» для школьников и поступающих в ВУЗы» (Москва. «Дрофа» 1999) 10. энциклопедическая литература 11. периодические издания: «Биология в школе» - приложение к газете «1 Сентября» 12. «Биология в школе» - журнал Мультимедиаресурсы-поддержка курса «Биология. Человек»: 1. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина Интернет-ресурсы: 1. http://bio.1september.ru – газета «Биология» (приложение к газете «1 сентября») 2. www.sbio.enfo – научные новости биологии 3. megabook.ru – Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия (выделенная литература является обязательной) Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований государственного стандарта по биологии. урок, после освоения всего курса.