Терроризм и экстремизм - это исключительно большая опасность, способная расшатать любое, даже самое стабильное и благополучное, общество. Одним из ключевых направлений борьбы с террористическими и экстремистскими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Особенно важно проведение такой профилактической работы в среде молодёжи, так как именно указанная среда в силу целого ряда различных факторов является одной из наиболее уязвимых в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп. Социальная и материальная незащищённостьмолодёжи, частый максимализм в оценках и суждениях, психологическая незрелость, значительная зависимость от чужого мнения - вот только некоторые из причин, позволяющих говорить о возможности лёгкого распространения радикальных идей среди молодёжи.
Период с 3.09.24 по 21.11.2024г.в нашей школе проведён цикл информационных часов и мероприятий по профилактике экстремизма и терроризма в молодёжной среде.
Целями проведённых мероприятий явились консолидация общества для противодействия терроризму, формирование гражданской позиции у подрастающего поколения, противодействие идеологии терроризма, привитие традиционных духовно-нравственных ценностей.
Ежегодно 3 сентября в России отмечается День солидарности в борьбе с терроризмом.
К этой дате был приурочен ряд мероприятий, посвящённых проблемам борьбы против терроризма и экстремизма.
- Под руководством советника директора по воспитанию Шабановой С. Б. был проведён час памяти "Прерванный урок", в рамках которого обучающиеся 5-11 классов узнали об истории возникновения и значения памятной даты, а также о существующих традициях, приуроченных к этому дню в городах РФ. Завершилось мероприятие минутой молчания.
Также обучающиеся 1-4 классов приняли участие в акции " Мир на ладони" и рисовали силуэты ладошке с пожеланиями мира. Суть таких ладошек - напомнить всем, что вместе мы Сила! (
https://vk.com/wall-209017716_1621 )
-Кто такой террорист?
Только ли тот, кто совершает теракт? На самом деле, значение этого понятия шире. Просмотр ролика (
https://vk.com/wall-209017716_1622 )
-Присоединились к Акции, посвященной Дню солидарности в борьбе с терроризмом(
https://vk.com/wall-209017716_1682 )
В школе также прошло мероприятие, приуроченное к Дню памяти жертв фашизма. В ходе которого советник директора по воспитанию Шабанова С. Б. рассказала детям об истории возникновения этого памятного дня, учащиеся узнали, что означает слово ФАШИЗМ. И вспомнили о десятках миллионов людей, погибших в годы Великой Отечественной войны.
-Учащиеся школы приняли участие в интеллектуальной игре «Кладовая памяти». (
https://vk.com/wall-209017716_1693 )
-В социальных сетях размещена памятка для педагогов в соответствии с навигатором профилактики «Риск нападения обучающимся на образовательную организацию» (
https://vk.com/wall-209017716_1705 )
-Памятка по «Неделе родительской компетенции»
(
https://vk.com/wall-209017716_1706)
-Памятка по «Цифровой безопасности» (
https://vk.com/wall-209017716_1713)
-Памятка для детей по кибербезопастности (
https://vk.com/wall-209017716_1715)
-Памятка для детей «Мобильный психолог» (
https://vk.com/wall-209017716_1722)
-30 сентября -День воссоединения Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей с Россией — это день, символизирующий нашу силу и наше единство. В преддверии праздничной даты ученики 1-11 классов МКОУ "Александровская СШ" под руководством советника директора по воспитанию Шабановой С. Б. приняли активное участие в акции «Сила единства» Всероссийского проекта «Навигаторы детства» и передали тепло своих поздравлений всем нашим соотечественникам!
(
https://vk.com/wall-209017716_1731 )
-Памятка в случае вооруженного нападения на образовательное учреждение. (
https://vk.com/wall-209017716_1751 )
-Памятка что нужно делать при обнаружении БПЛА
(
https://vk.com/wall-209017716_1857 )
-4 ноября в России отмечается День народного единства. Накануне этого события советником директора по воспитанию Шабановой С. Б. для обучающихся 1-4 классов были проведены настольная игра «Путешествие по России» и интеллектуальная викторина "Колесо истории". В завершении каждый из ребят изготовил праздничную открытку.(
https://vk.com/wall-209017716_1861 )
-Памятка для учащихся по антитеррористической безопасности.
(
https://vk.com/wall-209017716_1865 )
-Памятка «Безопасность в интернете» (
https://vk.com/wall-209017716_1866 )
-Памятка «К подозрительным предметам не прикасайтесь!»
(
https://vk.com/wall-209017716_1876)
-Тематические классные часы в рамках проводимого МВД России оперативно-профилактического мероприятия «Нет ненависти и вражде».
(
https://vk.com/wall-209017716_1877 )
- Памятка «Скажи нет кибербуллингу»
(
https://vk.com/wall-209017716_1891 )
-Всероссийская акция «Я-россиянин» посвященная Дню народного единства для обучающихся 5-х классов. Ученики узнали об истории праздника Дня народного единства, о многообразии культур народов России и о том, что всех жителей нашей страны объединяют общие ценности: единая география, история, Конституция Российской Федерации, духовно-нравственные ориентиры, великие победы и культурные достижения. Работая с тетрадью «Я – россиянин», дети выполняли различные задания, направленные на закрепление знаний, полученные в процессе урока. Обучающиеся учились писать словосочетание «Мир Вам» на четырёх языках, соединяли по точкам и раскрашивали символы религий, подписывали названия религиозных сооружений, сформулировали «золотое правило» того, что для них значит быть россиянином. Акция «Я – россиянин» – это не просто образовательная инициатива, это возможность для наших школьников глубже понять значимость единства и уважения к многообразию народов России. (
https://vk.com/wall-209017716_1891)
-Урок Мужества "19 ноября — начало контрнаступления
под Сталинградом", который направлен на формирование у школьников понимания значимости Сталинградской битвы в истории Великой Отечественной войны. (
https://vk.com/wall-209017716_1907)
Также в течение 1 полугодия в школе прошли информационные часы. Программа информационных часов включала в себя беседы, раздачу буклетов, демонстрацию тематических видеороликов.
В начальных классах в сентябре прошли классные часы по толерантному воспитанию в игровой форме.
В 5-11 классные часы«Мы против террора», «Терроризм и экстремизм-зло против человека», «Разные, но равные»
Цель: познакомить учащихся с понятиями «религия», «террор», «экстремизм»; способствовать развитию мышления, способности анализировать; формировать отрицательное отношение к терроризму, религиозному экстремизму.
Задачи:
• создать условия для формирования представлений ребёнка об опасных ситуациях и способах поведения в них;
• актуализировать знания обучающихся о явлении «терроризм»;
• акцентировать внимание на необходимости проявления бдительности и осторожного отношения. Классные часы были направлены на углубление знаний о понятиях «Религия. Террор. Экстремизм», создание условий для развития навыков безопасного поведения обучающихся. Данные мероприятия способствовали закреплению информации по навыкам осторожного поведения, знаниям о службах по борьбе с терроризмом, мерах по предупреждению терроризма.
В октябре и ноябре с учащимися среднего и старшего звена были проведены: беседа о терпимости, занятие по воспитанию толерантности «Добра и зла житейские приметы», «Учимся быть терпимыми».
Цель: формирование у обучающихся представления о терроризме как историческом и политическом явлении, объяснить сущность терроризма, его типы и цели; совершенствовать знания о терроризме, основы безопасности в ЧС, формирование у учащихся принципов толерантности посредством знакомства со статьями Конституции РФ, касающихся проблемы межэтнических отношений.
Задачи:
• показать страшное «лицо» терроризма и ужасающие последствия этого явления;
• обсудить, возможны ли пути защиты от терроризма; убедиться, могут ли учащиеся ориентироваться в чрезвычайных обстоятельствах; продумать пути выхода из критических ситуаций, связанных с терактами;
• способствовать воспитанию в детях толерантного отношения друг к другу и формировать умение жить в мире с другими людьми;
• дать представление о терроризме и экстремизме как о глобальной проблеме;
• развивать у учащихся навыки ведения дискуссии, обсуждения и анализа полученной информации, вырабатывать умение делать выводы.
• Обучающие: осознание ценности Конституции как Основного закона страны;
• Развивающие: воспитание чувства уважения к представителям других этносов, их культуре, религии и традициям, признание их социальных и правовых норм;
• Воспитательные: развитие правовой культуры учащихся, патриотизма и любви к Родине.
•
В итоге данных мероприятий у учащихся сложились следующие знания, умения и навыки:
-расширилось представление учащихся о «терроризме», «теракте», «экстремизме»;
-узнали, какие причины порождают терроризм, рассмотрели виды терактов, как можно уберечься от них;
-пришли к пониманию того, что Россия оказалась в центре внимания террористических групп и какую лепту вносит наша страна в решение этой проблемы на мировом уровне;
-представили страшное «лицо» терроризма;
-обсудили, какие возможны пути решения этой проблемы и какую роль при этом должно сыграть государство;
-обсудили, какие меры предосторожности нужно предпринимать в случае теракта, каковы должны быть их действия в случае опасности.
Учащимся был дан подробный анализ нормативно-правовой основы государственной политики в области межэтнических отношений, основывающейся на статьях Конституции РФ. Ребята узнали, что Конституция РФ – гарант безопасности и добрососедства всех народов России, а также, что к лицам, разжигающим межэтническую напряжённость, применяются меры государственного воздействия. Подробно разобраны смысл понятия «межэтнические отношения», сущность и степень их важности для государства. Особое внимание уделено стереотипам и возникающим предубеждениям в отношениях между представителями различных этносов. Для выявления отношения учащихся к представителям других этносов им был предложен блиц-опрос. Выявленные ответы показали, что учащиеся толерантно относятся к представителям других наций. Далее учащиеся рассказали о многоконфессиональном составе России, о религиозных верованиях россиян. Также учителя дали подробную характеристику социальных конфликтов, причине их возникновения, способам разрешения.
В течение года на уроках обществознания изучаются основы уголовного права, уголовной и административной ответственности за преступления экстремистской направленности. В проведение родительских собраний включены вопросы по профилактике экстремизма и ксенофобии среди обучающихся.
Ежегодно проводятся мероприятия в рамках акции «Память на все времена» ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом, ко Дню народного единства, международному Дню толерантности.
В течении года с учащимися проводятся: инструктажи «Действия при угрозе теракта»; ведется работа по недопущению правонарушений антиобщественных действий со стороны учащихся школы, находящихся в социально-опасном положении и минимализации рисков возникновения опасности для их жизни и здоровья; работа с детьми проявляющими агрессивность среди сверстников; беседы с детьми направленные на укрепление в массовом сознании негативного отношения к криминальным субкультурам; беседы по разъяснению форм и методов деятельности спецслужб недружественных стран по вовлечению несовершеннолетних в деструктивные сообщества и о правовых последствиях участия в диверсионно-террористической деятельности (мониторинг деструктивного поведения, ежемесячно).
Ведется работа с семьями участников СВО.
Одним из направлений профилактической работы, проводимой в образовательном учреждении, является вовлечение учащихся в кружки и секции по интересам, в школьные и внешкольные мероприятия.
Для предотвращения бродяжничества и безнадзорности детей ведется строгий контроль за посещаемостью занятий учащимися школы. С этой целью:
-ведётся мониторинг пропусков учащимися занятий без уважительной причины, выявляется причина пропусков;
– классными руководителями регулярно заполняется страница пропусков уроков в классном журнале, информируют родителей о пропусках и успеваемости обучающихся;
– учителя-предметники своевременно ставят в известность классного руководителя о пропусках уроков учениками.
Выводы:
Проводя мероприятия по профилактике терроризма и экстремизма среди обучающихся нашей школы, мы постарались внести определённый положительный результат в воспитание учащихся, так как при этом использовались различные формы работы, вызывающие интерес у детей, совершенствовалась правовая культура, воспитывалось и продолжает воспитываться толерантное отношение к окружающим, другим народам, традициям, обычаям. Следует отметить, что отсутствие проявлений экстремистского характера среди учащихся школы свидетельствует об успешности предпринимаемой профилактической работы.
Хочется надеяться, что полученная информация позволит ребятам уверенно противостоять террористическим угрозам и приобрести стойкую психологическую защиту от пропаганды экстремистских объединений.